+7 (4862) 55-24-60
Наш адрес: г. Орел, ул. Московская, 78
 
 
 
 
 
 
 
 

Страничка учителя-дефектолога


    Методические рекомендации тифлопедагога

    1. Расширяете круг представлений и впечатлений ребенка. Для развития познавательного интереса чаще ходите с ним в зоопарк, цирк, театр. Рассказывайте о том, что ребенок не смог увидеть.

    2. Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Старайтесь, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-либо предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребенку.

    3. Наверняка, вы замечали, что нередко приходится повторять обращаемые к ребенку слова, просьбы, поручения. Это связано, как правило, с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.

    4. Научите ребенка быстро одеваться. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Приучайте его к аккуратности и порядку. Каждая вещь должна находиться на своем месте.

    5. Тренируйте ребенка в застегивании пуговиц, кнопок, пряжек, шнуровке ботинок, завязывании узелков, бантиков.

    6. Воспитывайте у своего малыша привычку выполнять разные действия в определенной последовательности. Например, сначала надо вымыть руки, затем почистить зубы, вымыть лицо и т. д. Навыки практической деятельности автоматизируются, что позволяет ребенку выполнять их самостоятельно.

    7. Научите своего ребенка активно использовать осязание, слух и другие органы чувств во всех видах познавательной деятельности. Это можно сделать даже в процессе привычных для него действий. Например, в процессе умывания, можно предложить малышу взять мыло в руки, ощупать его, обратить внимание ребенка на его цвет, форму, запах.

    8. Обращайте внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать их и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет.

    9. Обращайте внимание ребенка на различные свойства, и качества игрушек и предметов (их цвет, форму, величину, особенности строения, материал, из которого они сделаны).

    10. Упражняете ребенка в различении предметов и игрушек по величине. Совместное обследование с ним этих предметов сопровождайте объяснением: «Этот мяч - большой, а этот - маленький, эта ленточка длинная, а эта – короткая» и т. д.

    11. Давая эталоны цвета, формы, величины, научите ребенка находить их в предметах окружающей обстановки.

    12. Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

    13. Научите ребенка ориентироваться в микропространстве, например, на поверхности стола. Предложите ему положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, то, что расположено около правой руки – справа от тебя».

    14. Покупая игрушки, помните, что они должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов.

    15. Развивайте моторику рук ребенка. Для этой цели желательно проводить игры на сортировку фасоли, бусинок разного цвета, пуговок различной величины; использовать мозаику, конструкторы, лепку, шнуровку, штриховку.

    16. Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (то есть на ощупь). Возьмите руки ребенка в свои и проведите по предмету сверху вниз. Свои действия проговаривайте. Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

    17. Поддерживайте у ребенка желание учиться, преодолевать трудности.

    18. Всячески развивайте двигательную активность малыша. Необходимо ежедневно 2-3 часа быть на свежем воздухе, полезны различные подвижные игры.

    19. Используете щадящий режим непрерывной зрительной нагрузки 5 – 10 минут, освещение настольной лампой. После зрительной нагрузки необходимо сделать перерыв и отдохнуть. Можно подойти к окну и выполнить небольшую зрительную гимнастику. Выделить взором близкий и дальний объекты. Попеременно переводить взор с ближнего предмета на дальний предмет.

    20. Иногда нарушения зрения делают маленького ребенка нерешительным и неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша, родители, поддержка действий малыша добрыми, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: «Какой ты молодец, как красиво поставил игрушки!»; «Ты очень сегодня постарался, аккуратно сложил свои вещи». Это поможет ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

    Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с нарушением зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.